Мясную логистику ждут большие перемены

21 декабрь | 00 : 00

Пластиковая Тара В Мясной Логистики

Мясную логистику ждут большие перемены

Уже в ближайшее время предприятиям по переработке мяса придется пересматривать свои подходы к логистике мяса и мясопродуктов. Тому есть несколько весомых причин.
По мнению большинства экспертов, вступление нашей страны в ВТО принесло наибольшие риски отечественным аграриям и предприятиям пищевой промышленности.
Однако, есть все основания полагать, что объективных причин для паники пока нет. Большие риски - это всегда большие возможности, а ВТО - это не только необходимость конкурировать с новыми игроками на своем поле, но и прекрасная возможность захватывать новые рынки.

… качественная кость поперек горла

Очевидно, что экспансия на рынки других членов ВТО для отечественных компаний возможна при выполнении ряда условий. Некоторые из них могут оказаться трудновыполнимыми, но … «не мы - первые, не мы - последние». До нас это уже сделали другие, а значит и нам это по плечу.


На сегодняшний день самым сложным для метных предприятий является соответствие мировым стандартам качества (в том числе и логистическим). И чем раньше отечественные производители начнут соответствовать им, тем легче нам будет конвертировать большие риски в большие деньги.
Мировые стандарты логистики пищевых продуктов основываются на требованиях HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Point). Поэтому наличие рабочей Системы обеспечения безопасности продукции на отечественном предприятии - это если не гарантия, то очень большие шансы получить сертификат соответствия мировым стандартам, а следовательно, возможность экспорта своей продукции на рынки других участников ВТО и России.
Но без профессиональной помощи построить и запустить такую Систему на практике крайне затруднительно. Поэтому, на наш взгляд, стоит интересоваться и планировать бюджет на такую помощь уже сегодня.

… а технологии идут вперед

Еще одним важнейшим фактором, который повлияет на отечественный рынок логистики уже в ближайшее время, является приход новых технологий. Это касается и материалов для изготовления тары, и самого подхода к решению логистических задач.

С развитием технологий литья полимеров под давлением на рынок транспортной и внутрицеховой тары начали поступать новые модели пластиковых паллет, паллетных контейнеров, складных контейнеров и ящиков, которые по своим потребительским характеристикам на порядок превосходят свои аналоги из металла, дерева или гофро-картона. Из основных преимуществ полимерной тары можно назвать такие как: прочность, долговечность, постоянный и относительно низкий собственный вес, гигиеничность (соответствие НАССР), стойкость к агрессивным средам, широкие возможности маркировки, высокая остаточная стоимость.

В индустрии напитков, например, полимерная тара уже давно стала «по совместительству» мощным маркетинговым инструментом, способствующим увеличению продаж продукции за счет придания ей более привлекательного вида в местах реализации.

… как ЭТО делают ТАМ.

Более четко будущее мясной логистики Молдовы можно представить себе, если посмотреть на то, какие технологии используют в Европе.

1.Поступление мяса на завод.
С места убоя скота, после первичной разделки (обвалки), мясо в современной Европе, зачастую, отправляется в крупногабаритных полимерных контейнерах с крышками или без них. Если дорога предстоит дальняя, то используются, как правило, складные контейнеры с полиэтиленовым мешком вкладышем. Они являются более эффективными в обратной логистике - 1 контейнер в разложенном состоянии занимает столько же места, сколько 3 или даже 4 в сложенном. (ФОТО) Для близких расстояний, часто используются цельнолитые паллетные контейнеры , которые менее эффективны в обратной логистике (4 пустых контейнера занимают столько же места, сколько 3 полных), но при этом могут использоваться без мешка вкладыша. Также они могут использоваться как складская или внутрицеховая тара, что предоставляет ряд определенных удобств и дополнительную экономию времени. Следует отметить, что транспортировка в полимерных контейнерах с крышками уменьшает температурные перепады при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах. Использование полиэтиленового мешка-вкладыша повышает степень защиты мяса от воздействия окружающей среды и в тоже время сокращает затраты на санитарную обработку контейнеров. Постоянный собственный вес контейнера существенно снижает время на взвешивание продукции, а контейнеры, стенки которых, оборудованы откидными дверцами - упрощают органолептический контроль сырья. Транспортные контейнеры высокого качества также оборудуются специальными держателями для сопроводительной документации и предоставляют возможность надежного пломбирования.


2.Перемещение мяса по заводу.

По современному заводу мясо, как, впрочем, и много других ингредиентов и материалов перемещаются в полимерных (паллетных) контейнерах объемом от 200л до 670 л, или полимерных ящиках объемом менее 200л на тележках, или гигиенических паллетах. Основным преимуществом паллетного контейнера помимо прочности и гигиеничности, является возможность его захвата погрузчиком или роклой со всех четырех сторон без дополнительной оснастки. При этом полные контейнеры с крышками или без можно штабелировать друг на друга до 9-ти контейнеров в высоту. Это позволяет существенно экономить площадь, занимаемую на производстве и в складе.
Следует отметить, что современные полимерные контейнеры могут быть оборудованы расширенными возможностями маркировки, а именно: штрих-кодом, держателями лэйб, местами для стикеров и даже RFID чипами, что позволяет вести скрупулезный учет всех перемещений каждого вида сырья и материалов в процессе производства. Стойкость к агрессивным средам и гигиеничный дизайн высококачественной тары существенно упрощает и удешевляет её санитарную обработку.

3.Отправка мяса в реализацию.

Наиболее важным звеном в цепи деньги - мясо - деньги с точки зрения транспортной упаковки, является, безусловно, тара, в которой мясные изделия отправляются на реализацию. Мерчандайзинг, как направление современного маркетинга, уже давно отстоял свое право на жизнь. Знаете ли Вы, что 70% всех решений о покупке потребитель принимает в торговой точке? Менеджмент современного европейского завода не только это знает, но и знанием этим активно пользуется. А это значит, что их заботит не столько дешевизна транспортной упаковки на пути изделий к потребителю, сколько то, в каком виде эта продукция окажется перед покупателем, какую именно полку она займет и как на этой полке расположится. Использование пластиковой тары в качестве транспортной упаковки для мясных изделий, в т.ч. для преодоления «последних 50м до покупателя» стремительно становится стандартом в Европе.
Сегодня в странах Евросоюза наблюдается устойчивая тенденция к аутсорсингу всего, что связано с оборотом тары.
Так пластиковая тара для доставки мясных изделий в точки реализации (впрочем, как и сырья на заводы) арендуется производителем у специализированных компаний. В последствии, эти компании самостоятельно собирают пустую тару в местах реализации, проводят ее санитарную обработку и снова доставляют к производителю. Такая схема работы с одной стороны позволяет производителю существенно сократить расходы на владение собственным парком оборотной тары, с другой стороны дает больший контроль производителю над тем, в каком виде его продукция попадает на прилавки.